Настоящее время
Недавно в стенах Тадж-Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамны. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязнённого воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей всё равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины.
На территории площадью 10 400 км² вокруг Тадж-Махала, известной как Трапециевидная зона Таджа (англ. Taj Trapezium Zone, TTZ) и включающей в себя ещё два объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Агра-форт и Фатехпур-Сикри, — введены специальные ограничения, призванные защитить эти памятники истории от загрянения. Предприятиям в этой зоне, в частности, запрещено использовать уголь и кокс: они должны перейти на использование природного газа или быть переведены за пределы зоны.
Туризм
Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч человек, за счёт туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год Тадж-Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 — из-за рубежа. Большинство туристов приезжает в прохладные месяцы года — октябрь, ноябрь и февраль. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком, либо могут подъехать на электрическом автобусе. В настоящее время восстановлен Хавасспурас (северный двор) — для использования в качестве нового центра для посетителей. В небольшом городке к югу, известном как Тадж-Ганджи или Мумтазабад, были построены караван-сараи, базары и рынки для удовлетворения потребностей посетителей и работников. Тадж-Махал также фигурирует в нескольких списках как одно из семи чудес в современном мире, в том числе в составленном в 2007 году списке Новых семи чудес света (после опроса более чем 100 млн голосов).
Экспозиции открыты с 6 утра до 7 часов вечера в будни, за исключением пятницы, когда комплекс открыт для молитвы в мечети в период с 12 часов вечера до 2 часов. Комплекс открыт для ночного просмотра в день полнолуния, а также за два дня до и после полнолуния, исключая пятницу и месяц Рамазан.
По соображениям безопасности проносить внутрь комплекса Тадж-Махал можно только воду в прозрачных бутылках, небольшие видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки.
Прически на основе хвоста
Для эффектной прически своими руками на дому потребуются лишь шпильки, резиночка, расческа и желание. Главное место отдано пучку. Начинают с высокого хвоста. На него надевают бублик. Волосы заправляют в него. Оставшиеся кончики плетут в косы. Ими оборачивают основание пучка. Фиксируют укладку лаком.
Легкая укладка не раз выручала и знаменитостей. Так, Джессика Альба, как на фото, затмила всех греческой прической. А для создания аналога нужно всего несколько минуток. Прядки забирают в низкий хвост и несколько раз прокручивают вокруг пальцев.
Для укладки «с хвостом» делают косой пробор. С каждой стороны плетут косы. Снизу и сверху добавляют волоски к каждому переплету. Плетут до серединки, соединяя обе косы резиночкой в одну.
Иногда обычный хвост неплохо преображается в объемный с помощью жгутов. В нижний боковой хвост забирают половину шевелюры. Остальную часть делят на три, крутят жгутами каждую. Ими оборачивают хвост и декорируют красивой резинкой.
Красивые прически выручают и за нехваткой времени. Начинают с плетения французской косы, постепенно забирая в нее волоски с висков и лба. Доведя плетение до маковки, забирают шевелюру в хвост. Фиксируют прическу лаком. Получается стильный вариант с легкой небрежностью.
Бесконечные фотосессии
Если посмотреть снимки Тадж-Махала, то многие из них похожи, как две капли воды. Объясняется это тем, что многие используют видеокамеры. А с ними приближаться к Таджу запрещено. Снимать можно только при входе, с одного рурса и затем сдавать камеру на хранение.
Фото lagolifestyle Instagram
В результате одна из самых классических фотографий Тадж-Махала делается в обрамлении входной арки. А там фотографировать сложно. Мешает толпа людей с поднятыми фотоаппаратами, видеокамерами, мобильниками, планшетами. Приходится ждать и вылавливать удобные моменты.
На подходах к усыпальнице проходят бесконечные фотосессии. Многие туристы предпочитают запечатлевать себя держащими Тадж-Махал на ладошке, на плечах, рукой за купол и т.п. Ну, или в прыжке на мавзолейном фоне.
Кстати, индийцы стремятся сфотографироваться с белыми людьми. Не удивляйтесь, если к вам обратятся с подобными просьбами, и вы надолго окажетесь занятыми в чужих фотосессиях. Особенно, если вы – блондинка. Индийцы считают, что такие фото улучшат их карму, и в следующей жизни они будут жить лучше.
Строительство и архитектура Тадж Махала
На вопрос, кто построил данную мечеть, история не даёт ответ. Дело в том, что в исламском мире того периода все идеи сооружения приписывались не архитектору, а заказчику. Над мечетью работала группа архитекторов, но основная идея принадлежит Устад Ахмад Лахаури. Строительство дворца началось в 1631 году в декабре. Постройка центрального мавзолея закончилась в 1648 году, а спустя 5 лет закончили строительство всего комплекса. На протяжении 22 лет в сооружении Тадж Махала принимало участие около 20 тысяч человек. Более тысячи слонов использовали для транспортировки материалов, которые доставлялись из Индии и Азии. Блоки из мрамора тащили быки по специально построенному 15-ти километровому пандусу из утрамбованной земли. На стройке работали скульпторы из Бухары, каменотёсы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, каллиграфы из Персии и Сирии, а также специалисты и мастера по резке мраморного орнамента и возведению башен.
Тадж Махал считают «жемчужиной мусульманского искусства в Индии». Самый известный компонент дворца – это его белый мраморный купол, который из-за внешнего вида ещё называют луковым куполом. Его высота 35 метров. Его венец выполнен в исламском стиле (рожки месяца направлены вверх) и изначально был из золота, но в 19-ом веке его заменили бронзовой копией.
Высота самой мечети составляет 74 метра и представлена пятикупольным сооружением с четырьмя минаретами по углам. Минареты слегка наклонены в противоположную от усыпальницы сторону, чтобы во время разрушения не повредить её. К сооружению примыкает сад с бассейном и фонтанами. Внутри мавзолея находятся две гробницы, которые расположены строго над местом захоронения шаха и его жены. Стены дворца выложены из мрамора с инкрустацией из самоцветов (сердолик, агат, малахит, бирюза и др.). И в лучах света стены просто завораживают. В солнечную погоду мрамор выглядит белым, в лунную ночь он становиться серебристым, а на заре – розовым.
Экстерьер Тадж Махала относят к лучшим образцам архитектуры. В создании декоративных элементов мечети использовали различные штукатурки, краски, резные фигурки и каменные инкрустации. Также для декоративного и художественного оформления комплекса использовались отрывки из Корана. На воротах Тадж махала нанесено: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»
В интерьере дворца использовалось огромное количество полудрагоценных и драгоценных камней. Внутренний зал Тадж Махала представляет собой идеальный восьмиугольник. Высота стен составляет 25 метров, а потолок украшен в виде солнца и представлен внутренним куполом.
Единственным ассиметричным элементом комплекса является кенотафий Шах-Джахана, который расположен возле могилы жены. Он был достроен позже и по размерам превышает кенотафий Мумтаз, но украшен такими же декоративными элементами. На надгробии Мумтаз сделаны каллиграфические надписи, которые восхваляют её, а на могиле Джахана написано: «Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года».
К архитектурному комплексу примыкает великолепный сад, который простирается в длину на 300 метров. В центре парка проходит водяной канал, который облицован мрамором и посредине него находится пруд. Он отражает образ усыпальницы. Изначально сад поражал своим изобилием растительности, но со временем озеленение сада видоизменилось.
Мифы и легенды
Существует легенда, что Шах-Джахан хотел построить на противоположном берегу реки точную копию дворца из чёрного мрамора, но не успел. Также есть миф о том, что император жестоко убивал архитекторов и мастеров, которые принимали участие в постройке дворца, а все строители подписывали договор, в котором они обязывались не принимать участие в строительстве подобного сооружения. Но на сегодняшний день такая информация ничем не подтверждена и остается всего лишь вымыслом и легендой.
Туризм
Ежегодно мечеть Тадж Махал посещают миллионы туристов из разных стран. Интерес у туристов вызывает факт про его оптический фокус. Если двигаться спиной вперёд к выходу, соответственно находясь лицом к дворцу, то возникает ощущение, что мавзолей просто огромный на фоне деревьев и окружающей среды. И, кстати, над Тадж Махалом запрещено летать самолётам. Мечеть открыта для посещения с 6 до 19 часов в будни, кроме пятницы, когда в ней проходят молитвы. Также Тадж Махал открыт для ночного просмотра в день полнолуния, включая два дня до и после полнолуния, кроме пятницы и месяца Рамазан.
Ракушка
Самой распространенной прической, для создания которой требуются шпильки, несомненно, является ракушка. Это строгая и стильная прическа находится на пике актуальности: если вы сделаете ее немного более растрепанной, чем того требует техника, вы получите прекрасный образ, достойный публикации в модном глянце.
Ракушка делается на длинные и средние волосы, а значит, подходит для большинства женщин. Создавать ее очень просто: разделите волосы на косой пробор и накрутите шевелюру на руку валиком, а затем, зафиксируйте прическу шпильками. Если вам сложно с первого раза сделать укладку, воспользуйтесь небольшой хитростью: перекиньте волосы на одно плечо и закрепите их в таком положении невидимками, заколов их по вертикали на затылке.
Таким образом, валиком вы закроете заколки, и укладка будет аккуратной и красивой. Если вы руками растреплете пучок, то у вас получится стильный образ, который часто можно увидеть на модных показах именитых дизайнеров.
Гостиница в Агре
Гостиница с парадного входа выглядит не очень большой, но первое впечатление обманчиво. Это огромное здание в несколько ярусов, где легко заблудиться. Вторые двери в номерах выходят на просторные балконы или, как у нас с Дильшодом, в парк с бассейнами и скамеечками. Однако, нас строго предупреждают: эти двери держите закрытыми. В данном случае надо опасаться не ящериц-круглоголовок, а обезьян
Так их не видно, разве иногда несколько особей важно продефилируют по ограде отеля, стилизованной под крепостные стены. Но стоит только зазеваться, как обезьяны окажутся тут как тут, заберутся веселой компашкой в номер и устроят там такой тарарам, что всем чертям станет тошно
Вечером перед ужином — коктейль с дискотекой. Руководитель проекта мистер Викас выступает в роли массовика-затейника: организует танцы и вытаскивает на танцплощадку стесняющихся. От него не отстают и другие сотрудники NIIT, прилагая все усилия, чтобы экскурсантам было весело. К столикам то и дело подходят официанты, предлагая очень вкусные кусочки мяса не то птицы, не то свинины. Вслед за дискотекой по распорядку ужин, но какой ужин после такой еды.
Пока идет дискотека, за окнами начинается проливной ливень. Возвращаясь в номер, с вожделением жду, когда выйду на открытую галерею, чтобы вдохнуть озонную прохладу. Но вместо желанной прохлады меня обдает таким душным влажным воздухом, как будто я попал в парник. В Дели дождь более-менее похож на дождь, а здесь впечатление такое, словно с небес льется кипяток.
Прически на средние волосы в греческом стиле
Далеко не все прически в греческом стиле получится повторить со средними волосами. Про укладки волос в стиле Афродиты и Геры с ниспадающим шикарным каскадом локонов пока придется забыть. Они требуют длины волос минимум доходящей до середины спины. Если шевелюра отросла пока только до лопаток, стоит попробовать прически на средние волосы с ободками и косами. Такие укладки уместны для торжества, можно их выполнить на корпоратив.
Все греческие укладки в чем-то схожи между собой, отличаются они незначительными деталями. Для большинства причесок в этом стиле потребуется обзавестись растягивающимся ободком или пружинистым шнурком-тесьмой. И особенно он понадобится для выполнения следующей прически.
29. Прическа не требует никаких украшений и аксессуаров. Она смотрится элегантно и по-праздничному. На юбилей можно смело волосы так укладывать.
- 1. Голову расчесать так, чтобы волосы равномерно распределились по всей окружности. Надеть поверх волос повязку.
- 2. Начиная с крайних локонов, прокрутить их, продевая под повязкой.
- 3. Прокручивать до тех пор, пока все волосы не будут задействованы.
- 4. Оставшийся кончик прокручиваем под повязкой несколько раз, а после прячем остатки локонов под переплетом. Пара шпилек поможет зафиксировать прическу на средние волосы. Добавим объема переплетам. Дополнительная фиксация лаком не помешает.
30. Для этой нарядной модной прически нужно подобрать тесьму-ободок яркую и блестящую лучше со стразами и камнями. Такую греческую прическу было модно выполнять в начале XX столетия, но до сих пор она остается в почете у модниц.
- 1. Зачесываем волосы слегка набок, выполнив при этом с одной стороны боковой низкий пробор.
- 2. Надеваем ободок-тесьму.
- 3. Понемногу отделяем прядки и, скрутив их жгутом, переплетаем вокруг тесьмы, двигаясь к противоположному уху.
- 4. Доходим до противоположного бокового края и формируем красивый объемный пучок.
- 5. Прядки с другого конца головы помогут оформить пучок красиво. Несколько локонов стоит оставить свободно ниспадающими.
31. Можно выполнить похожую прическу на торжество в греческом стиле, только волосы оставить распущенными. Понадобится опять-таки ободок. Без этого аксессуара большинство греческих причесок не выполняется. Далее, поочередно отделяя локоны сбоку, прокручиваем их под ободком. Сначала выполняем перекручивания с одной стороны. Дойдя до середины, начинаем переплетать локоны, взятые с другого бока. При этом нижняя часть волос остается свободно парящей.
32. Оригинальная греческая прическа на средние волосы, которая подойдет для торжества и юбилея, выполняется за несколько минут. Ее уникальность в том, что красота укладки зависит от умения и фантазии человека, управляющегося с локонами. Косу можно заплести в любой технике и расположить не по одной стороне, как в этом случае, а по всей окружности головы. С хвостом тоже можно помудрить. Представляем прическу пошагово, чтобы ни у кого не возникло вопросов, как ее выполнять.
- 1. От виска к виску сделаем пробор. Нижние волосы зачешем и скрепим резинкой в красивый низкий хвост.
- 2. Верхнюю часть шевелюры, начиная немного выше виска, заплетаем полуколоском. Прядки добавляем только те, что взяты с внешней стороны.
- 3. Доплетя косу, доходящую до хвостика, наденем резинку, чтобы она не распадалась.
- 4. Обвернем косой место скрепления хвоста, шпильками зафиксируем. Остается слегка вспушить хвост и приподнять макушку. Греческая прическа на средние волосы на торжество или юбилей готова.
Строительство
На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока.
Агра
Бурханпур
Макрана
Шри-Ланка
Тибет
Афганистан
Пенджаб
Месторасположение Тадж-Махала (Агра) и расположение мест, откуда доставлялись некоторые из материалов, использовавшиеся при строительстве
Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Площадь размером приблизительно в три акра (1,2 гектара) была перекопана, произведена замена грунта для уменьшения инфильтрации, уровень площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде, Шах-Джахан огласил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь.
Для транспортировки мрамора и прочих материалов к месту строительства был построен пятнадцатикилометровый пандус из утрамбованной земли, и тридцать быков тащили блок за блоком на стройку на специальных запроектированных повозках. Тщательно разработанная объёмно-рамная конструкция с блоками использовалась для поднятия блоков на нужный уровень. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.
Строительство гробницы и платформы заняло примерно двенадцать лет. Остальные части комплекса строились ещё десять лет, и завершались последовательно: минареты, мечеть, джаваб, Большие ворота. Поскольку строительство велось этапами, существуют различные точки зрения о том, что можно считать окончанием строительства Тадж-Махала. К примеру, сам мавзолей был закончен к 1643 году, но после этого работы продолжались на оставшейся части комплекса.
Оценки стоимости строительства весьма разнятся ввиду сложности учёта цен многовековой давности. Приблизительно общая стоимость строительства по тем временам составила около тридцати двух миллионов рупий.
Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов. Полупрозрачный белый мрамор доставлялся из Макраны, Раджастхан, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а ляпис-лазурь из Афганистана, в то время как сапфиры привозились с острова Шри-Ланка, а карнеол — из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.
На стройке трудились двадцать тысяч рабочих, собранных по всей северной Индии. Среди группы из тридцати семи человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов. Некоторые из строителей Тадж-Махала:
- Исмаил Афанди (Исмаил Хан) из Османской империи — турецкий архитектор, дизайнер главного здания.
- Устад Иса (англ. Ustad Isa) (Иса Мухаммад Эффенди) из Персии — персидский архитектор, ученик Синана, его часто называют главным создателем архитектурного образа памятника.
- Пуру из Бенаруса, Персия — упоминается как надзирающий архитектор.
- Казим Хан, выходец из Лахора, — отлил золотое завершение шпиля.
- Chiranjilal, резчик по камню из Дели — главный скульптор и специалист по мозаике.
- Аманат Хан из Шираза, Иран — главный каллиграф.
- Мухаммад Ханиф — главный из каменщиков.
Мумтаз-Махал и Шах-Джахан |
Особенные отношения двух влюбленных
В 17 веке берет начало эта прекрасная история любви. Джахан не мог описать свой восторг от девушки по имени Арджуманд, на тот момент ей было 19 лет. Это тот самый момент, когда с уверенностью можно сказать, что сердце было покорено первым же взглядом, а девушка осталась там навеки. Как можно было заметить имя девушки Арджуманд, а не Мумтаз Махал, последнее, в свою очередь, красавица получила на свадебной церемонии. Если переводить на наш язык, звучит это следующим образом: «украшение дворца Моголов»
https://youtube.com/watch?v=t9znmDPpJKc
Если ближе рассматривать жизнь супругов, то сразу стаёт понятно, что их восточный брак был совсем не похож на отношения в их краях.
Такие крепкие чувства были не только со стороны жениха – их любовь была абсолютна взаимной и безгранично крепка. В подтверждение этого можно рассказать о паре фактов:
- Мумтах Махал была настолько преданной, что пара не разлучалась, буквально, никогда. Так, во время далеких поездок или даже военных походов Махал была рядом с мужем.
- Шах делал немыслимые и в наше время вещи для тех краёв – он прислушивался к мнению своей жены.
За многочисленные годы их счастливой жизни, а это было 17 лет, семья жила в полной умиротворенности и взаимопонимании. За время брака у Махал и Джахана родилось 6 дочерей и 7 сыновей. И все же, к большому сожалению, во время очередных родов, четырнадцатых по счету, Махал скончалась в 1629 году.