История русских причесок

От Древней Руси до конца XIX века.

Пышные наряды и щеголи-петиметры

Костюм Петра I. Повседневный кафтан, камзол. Полушелк, шерстяная ткань, льняная рубчатая ткань, бахрома. Начало XVIII в. Фотография: reenactor.ru

Мужской кафтан. XVIII в. Фотография: mylitta.ru

Костюм Петра I. Праздничный кафтан, камзол, штаны. Сукно, атлас, хлопчатобумажная байка, шелковая нить, вышивка. Рубеж XVII — XVIII вв. Фотография: reenactor.ru

Очень долгое время — до XVIII века — мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке — кафтан, камзол и кюлоты.

Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы — длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.

Кюлоты — так их называли во Франции — короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.

Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные — из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором — вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.

Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.

Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками

Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип — искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

Вильгельм Каульбах. Портрет Ференца Листа. 1856. Мемориальный музей Ференца Листа, Будапешт, Венгрия

Владимир Боровиковский. Портрет Алексея и Александры Лобановых-Ростовских. 1814. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Портрет княгини Елены Павловны. 1828-1829. Частное собрание

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет — «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы — каре — у мужчин. Особенно популярны подобные были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки — щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве — и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка — «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль». А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.

Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку — так в моду пришли естественность, удобство и простота.

Русские прически от Древней Руси до начала XX века

Причёски XIX века

Характеристики эпохи

Модные тенденции XIX века менялись каждое десятилетие. С приходом Великой французской революции в обществе зарождается протест против гротескного, дворянского рококо, на смену роскоши приходит простота, лаконичность античности.

Лаконичность форм, стремление к естественности продержалась около 20 лет. Повлияла античность также на гардероб девушек. В моде платья с завышенной талией, одежда шилась из разных тканей, в том числе из парчи, бархата. Для каждого повода существовал свой наряд, платья для прогулок были закрытыми, сшитыми из плотного сукна.

Бальные наряды создавались из легких воздушных тканей, отличались приталенным силуэтом, открытым декольте.

Постепенно происходит переход от простых к новым, более сложным формам. Появляется прическа с завитыми локонами у висков, аккуратной корзинкой кос, уложенных на затылке. Это был период перехода ампира к викторианскому стилю, барышни пытались подражать античности, при этом обращаясь к сложным конструкции рококо.

Переломным моментом стала коронация королевы Виктории, выбравшую достаточно простую укладку с двумя косами. С наступлением этапа романтизма, который приходится на середину 19 века, начинается господство пучков и фактурных локонов. Идеалом красоты становится «домашний ангел», робкая, миловидная девушка, главной добродетелью которой была кротость.

К середине 19 века кринолины становятся необъятно пышными. Эффект достигается благодаря использованию каркаса из китового уса. Юбки сужаются к линии талии, расширяясь книзу, спереди принимают более плоскую форму, сзади объемную.

В прическах актуальными становятся шиньоны, в разные периоды эпохи крепили в области затылка, макушки и даже челки. Появляются первые методики химической завивки.

В укладках 1870–1880 годов присутствуют замысловатые формы, носили высокие прически. Объем придавали с помощью накладных локонов, популярными были прямые и завитые челки. До конца 19 века прически принимают более простые формы, становятся гладкими, волосы разделяются прямым пробором. Сзади масса волос поддерживается золотыми сетками, служившими модными аксессуарами, нередко украшались драгоценными камнями.

Белокурые волосы уступают место темным каштановым прядям, подобное смещение идеалов красоты наблюдается под влиянием культа личности королевы Виктории. Ценилась бледная фарфоровая кожа, загар и румянец были признаками низкого сословия.

Кстати! Чтобы не использовать тонны отбеливающей пудры, барышни скрывали кожу под зонтиками, перчатками, шляпками, а то и вовсе не выходили на улицу в ясную, солнечную погоду.

Особое значение придавали взгляду, чтобы добиться желаемой томности, глаза закапывали ядовитыми вытяжками, которые постепенно убивали модниц. Развитие промышленности сказалось и на разнообразии декоративной косметики, появились составы для макияжа век и губ. При нанесении красящих составов нужно было достичь эффекта естественности. Обильное использование косметики не приветствовалась в высшем обществе.

Преобладали темные цвета, яркими были лишь детали, аксессуары. Более свободными формы костюма стали благодаря процессам индустриализации, а также популяризации игр и езде на велосипеде. Викторианская эпоха считается расцветом дендизма. Так называют молодых людей, диктующих модные тенденции, придерживающихся определенного кодекса.

Основной идеей была изящная скромность, подбору костюма уделялось немало времени, нужно было избегать вульгарности, кичливости.

Женские причёски в стиле барокко

Характерные черты укладок

За презентабельным видом своих волос следили все: и мужчины, и женщины. Часто те и другие носили объемные, высокие, сильно напудренные парики. Голова в них чесалась, поэтому придворные дамы и кавалеры имели на этот случай специальные палочки, которыми можно было устранить зуд в шевелюре.

Изначально мужская барочная мода на стрижки была связана … с воротниками. Первое время в фаворе были короткие волосы, которые не мешали носить воротник-фрезу — широкое, плотное, сильно накрахмаленное белое «кольцо», плотно прилегающее к шее. В 20–30 годы 17 века мужчины стали отращивать и завивать волосы.

Дополнением причесок служили тонкие косички, челка. В одежде в моду вошел отложной воротник.

Уложенные волосы украшали бантами, драгоценностями. Позднее, в годы правления Людовика XIV, тенденция сохранилась, но именно в этот период на смену натуральным локонам пришли искусственные. История утверждает, что «король-солнце» ввел моду на парики, потому что сам к тому времени облысел. Пышно завитые ненатуральные волосы крепили при помощи шапочки, обтянутой тонкой сеточкой.

Кстати. Особенно ценились парики из белокурых волос. Какой-то период они были привилегией членов королевской семьи. По этой же причине искусственные волосы других оттенков обильно пудрили — осветляли. К 70-м годам 17 века блонд вытеснили парики каштанового цвета.

Женщины тоже носили накладные волосы, но чаще всего это были отдельные пряди, которые добавляли прическе объема и длины. Подражая мужской моде, дамы завивали пышные локоны, которые струились по спине и плечам. В период барокко существовало несколько основных женских укладок, которые на протяжении всей эпохи сменяли друг друга. Основные из них:

  • «Аль-анфан» (что означает «по-детски») — завитые волосы подвязывали лентой вокруг головы;
  • «Гарсетт» — прическа с локонами на лбу и на висках;
  • «Фейерверк» — гладко уложенные передние пряди переходили в объемный пучок сзади, а по бокам спускались локоны в виде штопора. В моду прическу ввела супруга Людовика XIII — Анна Австрийская, королева Франции и мать Людовика XIV;
  • «Мария Манчини» — так звали одну из фавориток «короля-солнце», вслед за которой женщины начали завивать волосы мелкими кудрями и укладывать их по обе стороны от лица в виде двух полушарий;
  • «Юрлю-берлю» — прическа, похожая на укладку а-ля Мария Манчини: локоны укладывали симметричными рядами вдоль прямого пробора и украшали лентами. Пару завитков оставляли на плечах;
  • «Севинье» — из подкрученных волос формировали пучки вокруг головы.

Дамы часто делали прически, которые возвышались над макушкой на несколько десятков сантиметров (в ход шли проволочные каркасы). Такие нагромождения напоминали своей пышностью и вычурностью мужские парики в стиле барокко.

Считается, что начало знаменитым высоким укладкам положила прическа «Фонтанж». У нее интересная история.

Мария-Анжелика де Фонтанж была фавориткой Людовика XIV. Однажды во время королевской охоты ее прическа растрепалась. Женщина проявила смекалку и собрала волосы в высокий пучок, перевязав его чулочной подвязкой с драгоценностями (некоторые источники утверждают, что это было кружево от рукава).

Кстати. Был и такой головной убор — «фонтанж», который представлял собой чепчик.

В завершающие годы правления Людовика XIV женские укладки стали более скромными. Особую популярность получил «Узел смирения». Гладко зачесанные волосы собирали в низкий пучок. Тренд задала маркиза де Ментенон — последняя любовь «короля-солнце».

В 18 веке стиль барокко становится все менее популярным. На смену ему приходит иное направление — «рококо», которое считают продолжением или даже высшей стадией развития барочной эстетики.

Современные варианты

Не прямое повторение, а стилизация барочных укладок — компромиссное решение для женщин, которые хотят разнообразить свой образ пышными, высоко уложенными локонами, но при этом отказываются выглядеть старомодно.

Чтобы избежать этого, не стоит нагружать прическу сразу всеми элементами, характерными для барокко: открытый лоб, начес на макушке, вертикальные кудри, выпущенные в том числе по бокам, обилие декора.

Сдержанные варианты, которые могут оказаться вполне подходящими, — «Бабетта» или французский пучок, а также их аналоги. Можно дополнить высокую укладку не боковыми прядями, а небольшой косичкой.

Исторические моменты

Несмотря на самостоятельное управление государством, Людовик XIV мало интересовался политикой. Короля больше волновали увеселительные мероприятия: карнавалы, балы, охота. Правитель всецело отдавался различным утехам. Известна склонность Людовика XIV к сладострастию. Король плел любовные интриги, имея многочисленных фавориток.

Предрасположенность Людовика к роскоши видна не только по размаху балов и пышности нарядов. Правитель прославился строительством шикарного дворца Версаля. Король в период своего правления подорвал экономическое положение страны, но вывел Францию на вершины мирового Олимпа в сфере моды и искусства.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Василий Тропинин. Портрет украинского крестьянина. Конец 1830-х — начало 1840-х. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Константин Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1810-е. Частное собрание

Василий Тропинини. Портрет пожилого украинского крестьянина. 1820. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка — «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды.

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать — шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в и украшали прическу разноцветными лентами.

Модные тенденции

Мода Франции, как и Европы в целом, не сильно изменилась в сравнении с предшествующим столетием. Балы проходили не так шумно и часто, но подобные мероприятия позволяли знати показать себя во всей красе.

Сохранялась многослойность нарядов. Пышности, многоярусность однажды — удел знати. Использовались дорогие натуральные ткани, богатая отделка. Присутствие аксессуаров — обязательное явление. Популярны:

Сохранилась востребованность рюшей, кружева, вышивки. Продолжали использовать жабо. Все чаще шили одежду из тканей с готовым рисунком. Парча и бархат удерживали лидерство при изготовлении бальных нарядов.

Дамы продолжали носить узкие корсеты, пышные юбки. Использовали закрытую (цельнокроеную) и распашную модели платьев с наполовину голами руками. В повседневной жизни чаще стали использовать отрезной костюм: жакет и юбку.

Платья на французский манер отличались пышностью. Использовали больше ткани, деталей и украшений. Наряд смотрелся дорого, ярко. Немного скромнее одежда итальянок. Фасон платья из Англии считался еще более простым, неброским. Польский вариант для дам отличался вычурностью кроя.

Мужчины продолжали использовать рюши, чулки, жабо, парики. В одежде доминировали яркие краски. Носили короткие штаны и длинные камзолы. Это придавало мужской внешности женский характер. Кавалерам подобралось выглядеть, как с картинки.

В Россию европейская мода пришла в период правления Петра I. В страну завозили не только популярные фасоны нарядов и формы причесок. Востребованными стали парики, дорогие ткани. Хотя изящное кружево плели на территории государства. Вологодская область считалась родиной искусных мастериц.

Макияж 17 и 18 веков мало чем отличается. Все также использовали обилие пудры. Поверх наносили розовые румяна. Губы красили алой помадой. В ходу остались мушки, которые к концу века стали рисовать, а не клеить кусочки ворсистой материи

Внимание обратили на глаза. Ресницы и брови начали выделять черной сурьмой

Формирование модных тенденций осталось прерогативой королей, их свиты. Многочисленные принцессы, фаворитки и камергерши задавали тон. Век проходил под эгидой возвышения женщин. Дамы считались музами, вдохновлявшими на поступки. Для поддержания стереотипа женщины прилагали массу усилий.

Как сделать своими руками?

Несмотря на дикости парикмахерской моды XVIII столетия, наше время перекликается с тем веком использованием искусственных прядей. Современные укладочные средства открывают простор для погружения в былую эпоху. Можно сделать высокие и просто пышные укладки в соответствующем стиле.

Укладка в стиле рококо

Создать такую прическу не так уж и трудно при наличии такого современного инструмента, как электрическая плойка:

  • отделяя пряди, сбрызнуть их лаком и завить, не доходя до корня 10 сантиметров;
  • начесать шевелюру у корня;
  • зачесать волосы назад, чтобы виски оказались открытыми;
  • если есть чёлка, убрать её назад;
  • локоны зафиксировать на макушке при помощи шпилек;
  • украсить лентой или заколкой.

В этом стиле можно оформить и причёску невесты. Строить настоящий «дом» на голове, как это делали в «безумный» период, не следует, но дух соблюсти можно:

  • начесать толстую прядь волос на уровне лба;
  • закрепить лаком и заколоть на макушке;
  • оставшуюся часть шевелюры собрать в хвост (повыше);
  • завить волосы на бигуди большого диаметра или плойкой по ходу формирования укладки;
  • уложить попрядно вокруг основания хвоста;
  • часть волос из него оставить свободными;
  • укрепить лаком;
  • украсить прическу лентами и цветами.

В стиле Марии-Антуанетты

Чтобы сделать эту вычурную укладку, помимо расчёски, нужно иметь под рукой:

  • специальный каркас;
  • вату или другой наполнитель для каркаса;
  • бигуди;
  • шпильки;
  • лак для волос.

Порядок действий такой:

  • пряди хорошо расчесать;
  • «зарезервировать» часть волос на затылке и у висков — они будут использованы на последнем этапе;
  • установить на голову каркас, поместив в него вату;
  • замаскировать его волосами, попрядно поднимая их вверх, начиная ото лба;
  • для фиксации на каркасе использовать шпильки;
  • задние волосы и у висков накрутить на плойку, формируя локоны;
  • зафиксировать прическу при помощи лака;
  • украсить бусами.

Популярные русские

Направления русской моды начала века диктовала Франция. Все парикмахерские новинки появлялись из Парижа. В это время правил бал стиль ампир. В цирюльнях, шляпных магазинах устанавливались бюсты античных героев, императоров. В укладках подражали римской, греческой стилистике

Русская аристократия во всём брала пример с французской. В светских разговорах обсуждались парижские веяния моды, модницы заказывали наряды, накладные волосы, мушки из Франции. Наташа Ростова, героиня Л. Толстого, является ярким примером девушки того времени. Готовясь к первому в своей жизни балу, она велит парикмахеру уложить приподнятые букли и надеть на её голову золотой обруч, как тогда носили.

Отказавшись от напудренных париков, мужчины стали коротко стричь, тщательно укладывать волосы. В России стрижка по образу римского властителя «а-ля Тит» была популярна среди сильного пола. К причёскам иногда добавляли небольшие узкие бакенбарды — «фавориты». В эпоху романтизма пришла популярность мужского на средней длины волосы. Спросом стрижка пользовалась у представителей творческих профессий: музыкантов, художников. Первым её одобрил известный пианист Ф. Лист.

Волосы русских красавиц также были недлинными, их накручивали различными способами. Локоны были спиральными, плоскими, круглыми, трубчатыми, сходными со стружкой. Большую популярность завоёвывает в начале XIX века причёска «а-ля Нинон». Кудри укладывали надо лбом и висками, на затылке мастерили пучок или крепили шиньон, на макушку водружалось перо. Не воспрещалось пользоваться румянами, белилами, духами, губной помадой, но делать это стоило умеренно.

К середине века входят в моду укладки с ровным пробором, валиками, полушариями из волос по сторонам лица. В пушкинское время причёски вновь усложняются, украшаются накладными косами, шиньонами, перьями, живыми цветами, гребнями с драгоценностями. Первое приспособление для накручивания волос — щипцы Марсель — появляются в Петербурге в 1886 году. Это производит фурор в парикмахерском искусстве, способствует быстрому изменению моды на укладки. Стало возможным разнообразно завивать и укладывать даже самые длинные волосы.

В конце века в России становится популярной мужская причёска — «а-ля Капуль». Название она получила благодаря поклонникам творчества французского тенора В. Капуля. Особенности укладки: короткая чёлка, симметричный пробор, волосы, уложенные полукругом по бокам. Девичьи укладки к завершению столетия упрощаются. Идёт борьба за права женщины, меняется её социальное положение.

Характерные черты укладок

Мужские парики не выходят из моды. В начале века представители сильного пола поголовно носят искусственные локоны. Меняется только объем парика, характер укладки прядей. Укорачивается длина, постепенно исчезает равномерная кудрявая структура.

С 30-х гг. волосы зачесывают гладко назад, слегка приподнимая теменную часть вверх. На висках укладывают 2–3 горизонтальных ряда локонов. Сзади пряди убирали в хвост или косичку. Элемент достигал плеч, реже — лопаток. Молодые мужчины делают прическу из собственных волос, пожилые используют парики.

Для женских причесок начала века характерно величие. В моде со времен 17 века остается фонтанж. Волосы поднимают высоко вверх, создавая причудливые формы. Завершением конструкции становится чепец из лент и кружева. Парики используют редко. Прическу засыпают немыслимым количеством пудры. Дамы выглядят напыщенно.

С подачи герцогини Шрусбери с 20-х гг. в моду входят более простые технически, маленькие прически. Укладки выглядят скромно, но изящно. Чувствуется утонченность и манерность хозяйки. В ходу слабое припудривание волос. Используют конструкции из кос и локонов. Корзинки, короны, плетеные пучки — типичные вариации.

Внимание! Укладку продолжают украшать локонами, лентами, диадемами. Изредка используют готовые парики

Женщины этого периода элегантные и загадочные.

В период господства во Франции королевы Марии-Антуанетты в моду возвращаются вычурные композиции. Чувствуется размах и буйная фантазия. Шедевры часто содержат немыслимые дополнения: статуэтки, вазы, чучела птиц, макеты кораблей. Прически сливаются воедино с головными уборами. Женщины выглядят экстравагантно, будоража воображение.

К концу века размах теряется. В моде опять лаконичные композиции. Волосы собирают в аккуратный пучок, выпуская из него тугие локоны. Популярными становятся античные и греческие варианты укладок, но в более объемном исполнении. Чаще встречаются распущенные волосы в виде локонов, слегка подколотые по бокам. Женский образ становится максимально нежным и романтичным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Style Hair
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector